093 6547777
0936547777
095 6547777
0956547777
097 6547777
0976547777

Иммунитет к риску

Страховщикам удалось сохранить клиентскую базу по ДМС и даже получить рост премий за счет девальвации гривни. Осталось дотянуть до конца кризиса.

Страховые компании — операторы рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) всеми силами стремятся сохранить данную сферу страховых услуг от стагнации и при этом остаться на плаву.

Мечтать о бурном развитии рынка в условиях затянувшегося экономического кризиса не приходится. Компании вынуждены искать выход из ситуации, когда продолжается, с одной стороны, рост цен на медикаменты и медицинские услуги, а с другой — падение платежеспособного спроса на страховые услуги со стороны клиентов.

Нужно понимать, что основные потребители ДМС (90-95%) — это корпоративные клиенты. Естественно, в условиях экономического спада юрлица пытаются сокращать свои расходы, в том числе и на страхование персонала. И даже в этих условиях на рынке ДМС формально сохраняется положительная динамика — страховщики отчитываются о росте сборов страховых премий.

Просто рост

Действительно, за январь — сентябрь 2015 г. объем страховых премий, собранных на рынке ДМС, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. увеличился на 16,7%, до 1,4 млрд грн. Правда, нужно понимать, что прирост платежей по ДМС обусловлен не ростом количества клиентов, а девальвацией гривни, которая отразилась на стоимости обслуживания застрахованных лиц.

“Основной фактор, обеспечивающий прирост премий на рынке ДМС, — увеличение тарифов вследствие существенного удорожания стоимости медуслуг, медикаментов и других товаров медицинского назначения”, — отмечает Николай Величко, начальник управления личного страхования СК “Украинская страховая группа”.

По его словам, девальвация гривни помимо повышения тарифов привела к появлению в страховых договорах специальных “валютных” оговорок, дополнительных франшиз и т.д. “Девальвация отразилась на рынке ДМС очень сильно.

Курс вырос в два раза, стоимость среднего страхового платежа — в 1,5-1,8 раза. По данным Украинской федерации страхования, за девять месяцев рост рынка ДМС составил около 34%”, — говорит Сергей Срибный, директор департамента личного страхования СК “АХА Страхование”.

Клиент всегда прав

В то же время кризис заставил страховщиков разрабатывать новые программы по ДМС, сочетающие оптимальное наполнение и относительную доступность. Ольга Титко, начальник управления личного страхования СГ “ТАС”, утверждает, что большинство корпоративных клиентов, несмотря на сложность экономической ситуации, все же не отказались от медицинского страхования своего персонала.

Правда, теперь страховщикам приходится учитывать индивидуальные пожелания клиентов. “Как показывает практика, у клиентов могут возникнуть самые разные пожелания: начиная от индивидуальных страховых опций по программе страхования и заканчивая изменением списка исключений по договору страхования”, — отмечает Ольга Титко.

В итоге получается, что хотя большинство корпоративных клиентов и не отказались от ДМС, в то же время они пересмотрели наполнение программ и оптимизировали затраты на страхование персонала. Клиенты хотят видеть оптимальную структуру страхового покрытия, разработанную с учетом именно их требований, специфики работы и т.д.

Помехи ради

Страховщики отмечают, что работают часто не благодаря, а вопреки ситуации, сложившейся в экономике, законодательстве, регуляторной среде. Несовершенство законодательства не позволяет СК устанавливать нормальные договорные отношения с государственными медучреждениями, отсутствие в стране утвержденных стандартов оказания медицинских услуг приводит к конфликтам между медучреждениями и СК, которые должны оплачивать их услуги (часто необоснованные) для своих клиентов.

Непрозрачность и плохая прогнозируемость процесса ценообразования на медпрепараты тоже не добавляют стабильности рынку ДМС. Государство же совершенно не помогает, да еще и регулярно инициирует проекты введения обязательного общегосударственного медстрахования, в которых не оставляет места СК, имеющим опыт работы в этой сфере. Все чаще всего сводится к желанию учредить очередной государственный страховой фонд с прогнозируемо низкой эффективностью и потенциально высоким риском банкротства.

По мнению ряда экспертов, рынку ДМС в нынешних условиях также мешает развиваться то обстоятельство, что у большинства корпоративных клиентов бюджет по ДМС закладывается в гривнях, вследствие чего им приходится либо уменьшать количество опций в заключаемых договорах, либо применять франшизу по медикаментам, чтобы не превысить этот бюджет.

“У ІT-компаний, в большинстве которых бюджет по ДМС сформирован в долларах или евро, такой проблемы не возникает, поэтому они продолжают достаточно активно пользоваться всеми услугами”, — отмечает Сергей Срибный.

Частный случай

Продукты, которые компании могут предлагать частным лицам, скорее всего, представляют собой сферу медицинского страхования, включающую скорую помощь, неотложный стационар, возможно, какие-то опции планового стационара с временной франшизой. Такие розничные продукты чаще всего продаются зашитыми в банковские карты.

По данным Нацкомфинуслуг, за девять месяцев 2015 г. клиенты-физлица заплатили страховщикам за полисы ДМС 368,9 млн грн., или 8% всех премий, поступивших в СК от физлиц за отчетный период. Этот показатель по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. уменьшился на 11,4%, или 47,5 млн грн. Отметим также, что по договорам медстрахования с физлицами было выплачено 279,6 млн грн. (14,4% общего объема выплат физлицам), что на 5,4%, или 15,6 млн грн., меньше, чем в 2014 г.

Страховщики отмечают, что ставка, сделанная рядом компаний на запуск так называемых “коробочных” продуктов ДМС (унифицированных, часто упрощенных и удешевленных полисов), не всегда оказалась оправданной. “Коробочные” продукты исключают возможность индивидуального подхода к клиенту, учета его пожеланий и требований, поэтому говорить об успешности этого варианта в условиях ужесточения конкуренции, наверное, не стоит”, — считает Ольга Титко.

Правда, некоторые компании отмечают, что в определенных условиях эта услуга может оказаться востребованной. “У нас есть так называемые “коробочные” продукты. В основном они относятся к банковскому каналу продаж и пользуются неплохим спросом”, — рассказывает Сергей Срибный.

По его словам, есть примеры хорошо составленных “коробочных” продуктов, которые могут быть проданы как в офисе компании, так и в сети партнеров, а затем легко активированы клиентами через сайт страховщика. “На наш взгляд, это продукт, который может быть интересен любому жителю страны, поскольку в нем предусмотрены скорая неотложная помощь, стационар и амбулаторная помощь при ДТП”, — отмечает г-н Срибный.

Косвенная зависимость

Опрошенные страховщики сходятся во мнении, что рост премий на рынке ДМС по итогам 2015 г. составит не менее 20-25%. При этом прогноз на 2016 г. во многом зависит от того, какая модель Налогового кодекса будет утверждена.

“Если будет принят Налоговый кодекс, предложенный Минфином, — увеличение НДС на медикаменты с 7% до 20%, мы увидим очередной скачок цен на медикаменты, среднего убытка и, соответственно, стоимости страховых услуг”, — полагает Сергей Срибный.

При этом, по его мнению, как и при прошлогоднем скачке курса доллара в январе-феврале аптечные сети и оптовые поставщики увеличат стоимость медикаментов не в пределах курсовой разницы, а где-то на 30-50%, чтобы захеджировать свои риски.

В итоге только через какое-то время, скорее всего, через один-два квартала, рынок снова вернется к более-менее понятным ценам на препараты. “Поэтому при том же рынке, игроках и застрахованных объем премий может увеличится на 15-20%”, — считает г-н Срибный. Если сохранится тот же ценовой диапазон, больших скачков можно не ожидать и увеличение объема премий на рынке ДМС может быть не более чем на 10-15%.