093 6547777
0936547777
095 6547777
0956547777
097 6547777
0976547777

В десятке крупнейших страховщиков продолжаются ротации

По итогам I полугодия крупнейшие страховые компании смогли практически полностью компенсировать падение премий, наблюдавшееся в начале года, а некоторым удалось даже увеличить объемы бизнеса. Потеря рынка грозит компаниям, не успевшим вовремя диверсифицировать портфель и каналы продаж.

Рисковые страховые компании, занимающиеся классическим страхованием, в январе-июне привлекли от страхователей 5,65 млрд грн, что на 3,34% меньше, чем годом ранее. «Премии компаний, которые входят в топ-20, сократились всего на 2,3% и составили 4,2 млрд грн», – подсчитал президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александр Залетов.

Больше всего премий удалось привлечь СК «Уника» – 354,3 млн грн (+27,8%). В прошлом году лидером была СК «Кремень», однако сейчас компания не обнародует информацию о своих финансовых показателях. Из топ-10 нарастить объемы бизнеса смогли также Украинская страховая группа (+11,9%), СГ «ТАС» (+7,4%), компании «Ингосстрах» (+3,6%), «Арсенал Страхование» (+1,8%) и «Альфа Страхование» (+0,5%).

Основной рост премий «Уники» пришелся на I квартал. В апреле-июне СК привлекла чуть меньше премий, чем в январе-марте. Компания активно развивает автострахование и ДМС, получив от них 132 млн грн и 62 млн грн соответственно. Подняться в рейтинге на одну позицию удалось СК «Арсенал Страхование» и «Альфа Страхование». В «Альфа Страховании» зафиксировали рост премий по ДМС, страхованию выезжающих за рубеж и ОСАГО. «Есть увеличение в сегменте страхования предметов залога. К сожалению, фиксируем снижение сборов по КАСКО, в частности незалоговых автомобилей», – отметили в компании.

Наибольшие потери понесли «Аска» (-31,1%) и «Инго Украина» (-15,5%). «Снижение динамики сбора премий было плановым и связано с отложенной пролонгацией нескольких крупных договоров по корпоративному страхованию имущества, что привело к уменьшению суммы собранных премий в этом сегменте на 21%», – рассказал предправления «Инго Украина» Игорь Гордиенко. Компания сократила активность в ряде убыточных видов страхования, в частности в сегменте ДМС (-23%).

«Аска» во II квартале частично компенсировала 59-процентное падение в начале года, из-за чего покинула десятку лидеров. Теперь же «Аска» вернулась в нее, заняв 8-ю позицию.

Претенденты на лидерство

Темпы роста объемов бизнеса у компаний, которые входят в топ-20, намного выше. Например, «Allianz Украина» увеличила сборы на 30,7%, «Княжа» – на 27,4%, «Универсальная» – на 20,9%, «PZU Украина» – на 13,6%. «Мы не концентрируемся на отдельных продуктах и каналах продаж, а стремимся сохранить баланс портфеля. Это позволяет гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Компании, специализирующиеся на отдельных направлениях, сейчас серьезно рискуют, не имея возможности перекрыть потери. Ведь структуру продаж, которая выстраивается годами, невозможно за полгода переориентировать на другие сегменты», – говорит директор департамента продаж СК «PZU Украина» Василий Дужак. За шесть месяцев «PZU Украина» увеличила премии в розничном сегменте на 10%, в корпоративном – на 20%.

«Ранее мы были сосредоточены на корпоративном бизнесе, а с 2013 года стали уделять все больше внимания рознице. Активнее всего у нас развивается автострахование – это основной и наиболее популярный вид страхования у физлиц. Объемы выросли более чем в три раза по сравнению с I полугодием 2013-го. По страхованию имущества и личным видам портфель вырос более чем на 10%», – рассказывает генеральный директор СК «Allianz Украина» Гарри Андреасян. По данным компаний, в розничном бизнесе положительная динамика наблюдается также в туристическом страховании и в сегменте «Зеленой карты». «На 17% вырос объем продаж в страховании некредитного жилья в агентской сети», – отметил Василий Дужак.

В корпоративном сегменте зафиксирован значительный рост в ДМС, страховании грузов и агростраховании. «У нас было незначительное снижение объемов по страхованию морского, ж/д, авиатранспорта и грузов, но это связано с непролонгацией одного контракта, а не какими-то рыночными трендами», – объяснил Гарри Андреасян.

В надежде на лучшее

Страховщики надеются, что во II полугодии рынок избежит сильного падения. «До конца года нынешняя тенденция на рынке сохранится. Учитывая потерю крымских премий и частично в Донецкой и Луганской областях, рынок продолжит свое падение. Тем не менее страховщики, которые оказались устойчивыми к стрессовой ситуации в стране, могут закрепить успех. Вряд ли это произойдет за счет отдельных видов страхования. Ключевым фактором будет ситуация на востоке страны», – считает Василий Дужак. «Ожидаем рост продаж в ДМС, страховании выезжающих за рубеж и ОСАГО, снижение может быть по КАСКО», – рассказали в СК «Альфа Страхование».

Ротации лидеров участники рынка не ожидают. «За счет ухода неплатежеспособных компаний с рынка освобождаются ниши, происходит перераспределение между другими игроками», – считают в «Альфа Страховании». Кроме того, терять бизнес будут те СК, которые основной объем премий привлекали в восточных регионах, в частности в Донецкой и Луганской областях.

Как украинцам получить выплату по каско

Какие ошибки чаще всего допускают водители, оформляя аварии

Получение выплат по полисам каско становится все более проблематичным. Страховые компании закрываются одна за другой: Нацфинуслуг, которая регулирует их деятельность, на прошлой неделе сообщила, что из 450 существующих на бумаге СК реально в Украине работают лишь 100 компаний, и пообещала закрывать схемные структуры. На грани выживания оказались очень многие страховщики. Кто-то выживает самостоятельно, а кто-то — и за счет клиентов: водителям стали чаще обычного занижать сумму выплат (людям приходится доплачивать за ремонт из своих карманов) и затягивать их сроки. Теперь денег приходится ждать месяцами.

Произошло ожидаемое и давно прогнозируемое разделение рынка. Большинство компаний стало пользоваться всеми допустимыми (а иногда и недопустимыми) уловками, чтобы заплатить человеку меньше и позже, а то и вовсе не заплатить. Так что сейчас стало особенно актуально соблюдение водителями каждого пункта договора по каско. При этом выделилась немногочисленная группа страховщиков, которая начала действовать с точностью до наоборот — ускорять выплаты по ДТП, чтобы обратить на себя внимание и переманить к себе на обслуживание тех, кто не доволен работой конкурентов.

«У ряда компаний средний срок выплат по страховым событиям уменьшился на 5 суток: в 2013 г. составлял 21 день, в 2014 г. — 16 дней», — рассказала «Вестям» директор управления автотранспортного страхования PZU в Украине Юлия Павлова. Примерно те же сроки называют другие страховщики. «Но, как правило, под данным сроком понимается время рассмотрения после того, как клиент предоставит страховщику все необходимые документы. А должен быть срок от момента звонка на горячую линию до поступления средств на расчетный счет СТО, который статистически включает в себя ожидание визита клиента на техстанцию, ожидание дефектовки автомобиля и подготовки счета мастерами, ожидание ответа от банка, если автомобиль в залоге и другое», — уточнил «Вестям» заместитель вице-президента по операционной деятельности СК «АХА Страхование» Руслан Грабко.

Придираются жестче

Некоторые СК признались, что стали чаще отказывать клиентам в выплате, другие, наоборот, отметили, что выплачивают активнее. При этом все неофициально признают, что перестали закрывать глаза на просчеты людей: если еще в 2013 г. какие-то ошибки или промахи могли сойти водителям с рук, то сейчас — нет. Например, во многих компаниях говорят о времени. «Типичная ошибка водителя — это нарушение сроков сообщения о страховом случае», — объясняет начальник клиентских сервисов СГ «ТАС» Виктор Панасюк. А поскольку в большинстве договоров указано количество дней, в течение которых клиент должен заявить о событии, с формальной точки зрения у страховой компании есть законный повод не платить.

Страховая компания также с удовольствием воспользуется возможностью не давать денег, если водитель самовольно уехал с места происшествия, не вызвал сотрудников компетентных органов либо аварийного комиссара для фиксации обстоятельств происшествия. «Даже если в договор включена опция «Без справки компетентных органов», нужно обратить внимание на максимально допустимый для такого события размер ущерба. Например, у нас без протокола ГАИ можно обойтись, если ожидаемый убыток не превышает 3% страховой суммы», — уточнил «Вестям» начальник управления урегулирования убытков по автотранспортному страхованию СК «НОВА» Максим Воронин.

Сразу — в суд

Впрочем, если вы соблюли все требования, а страховщик все равно отказывается платить, эксперты советуют не ждать. «Если речь идет о СК, которая еще не признана банкротом, но перестала выплачивать возмещения клиентам, стоит обращаться с жалобой в Нацкомфинуслуг и подавать судебный иск по отношению к страховой компании», — сказал «Вестям» директор СО «Доминанта» Алексей Румянцев.

Нельзя медлить, и если страховщика признали банкротом. «Нужно оперативно подать исковое заявление в суд, подать заявление о включении в реестр требований кредиторов и контролировать процесс самостоятельно», — говорит заместитель председателя правления СК «АРМА» Сергей Сухарников. — Но придется набраться терпения, вероятнее всего, это будет не очень быстро».

Жалоба в Нацфинуслуг сработала

Страховая полгода затягивала с выплатой. «Сначала вообще не хотели платить, говорили, что ДТП я сам спровоцировал — в дождь нужно было ехать медленнее, 60 км/ч. Когда не сработало, включились новые доводы: «Некоторые повреждения у вас были до этой аварии» (хотя переднюю честь машины мне так сплющило, что не понять). Потом начали занижать сумму выплаты. Не выдержали нервы, и написал жалобу Нацфинуслуг. И сработало: получил деньги через две недели», — рассказал Александр Фищук из Киева.

Ранее сообщалось, что украинские страховщики заинтересовались Донбассом: начали запускать специальные программы страхования автомобилей и имущества, находящегося в зоне АТО. Людям, покинувшим проблемный регион, предлагают застраховать оставшееся там добро, если оно еще цело.

В то же время в Украине активизировались страховые мошенники. Пользуясь сложной ситуацией в зоне АТО, они все чаще пытаются получить возмещения от страховых компаний, «угоняя» машины сами у себя. С учетом сложившихся обстоятельств страховщики очень тщательно подходят к заключению новых договоров и продлению уже действующих.