093 6547777
0936547777
095 6547777
0956547777
097 6547777
0976547777

Основные тенденции на украинском рынке добровольного медицинского страхования в 2013 году

Какие основные тенденции присутствовали на украинском рынке добровольного медицинского страхования в 2013 году? Как это сказалось на страховщиках и их клиентах?

Бесплатная медицина часто обходится дороже. Каждый это понимает, но не каждый готов за это платить.

"Мой страховой агент" попросил представителей страховых компаний поделиться своим мнением относительно того, какие тенденции наблюдались на рынке добровольного медицинского страхования в 2013 году.

Оксана Гончарко, директор по ДМС СК "Альфа Страхование"

2013 год для данного сегмента страхования прошел стабильно, без глобальных трансформаций - рынок на 75% по-прежнему концентрировалс я среди топ-10 страховых компаний.

Незначительные изменения наблюдались только в подходе клиентов к выбору страховой компании. Страхователи стали более тщательно подходить к подбору страховой компании.

Клиенты больше обращали внимание на количество и качество предлагаемых услуг. Поэтому на рынке происходила некоторая активность, связанная с пересмотром условий договоров. Иногда, это заканчивалось изменением программ страхования, введением франшиз по ответственности в оплате стоимости услуг и медикаментов, отказа от нерисковых составляющих, например: оздоровительных и плановых услуг.

А, иногда, клиент был вынужден сменить страховую компанию. Однако, эти колебания не имели глобального влияния на сегмент ДМС.

Алексей Журавлев, начальник управления развития медицинского и личного страхования СГ "ТАС"

По сравнению с прошлым годом, рынок добровольного медицинского страхования в 2013 году вырос на 13%.

Основными факторами, влияющими на развитие данного сегмента страхового рынка, являются:
- Повышение требований на рынке труда. Как следствие, увеличение коллективного страхования по ДМС;
- Увеличение страховой культуры среди работодателей;
- Рост доверия к страховым компаниям.

Исходя из вышесказанного можно предположить, что данная тенденция сохранится и на 2014 год.Благодаря тому, что все больше предприятий Украины мотивируют своих сотрудников при помощи предоставления добровольного медицинского страхования. Рынок корпоративного страхования ДМС вырос до 70%. Этот фактор стимулирует страховые компании улучшать данный вид страхования, а так же внедрять новые стандарты качества обслуживания застрахованных лиц.

Нина Самарина, начальник отдела медицинского урегулирования страховой компании

Анализируя страховой рынок, необходимо отметить, что добровольное медицинское страхование становится всё более востребованной услугой.

Позитивные тенденции есть, но они очень незначительны по сравнению с потенциалом и возможностями этого рынка. Причины кроются сразу в нескольких важных аспектах:
-отсутствие законодательной базы (необходимость введения в Украине обязательного медицинского страхования и реформирования системы медицинского обеспечения в целом);
-небольшой финансовый потенциал украинских страховщиков;
-низкий уровень платежеспособно сти страховщиков;
-низкая страховая культура населения.

Почти все страховые компании заинтересованы в ДМС. Но на сегодняшний день ДМС относится к убыточному виду страхования, поэтому эту услугу предоставляют не все страховые компании.

В основном, страховые программы по ДМС многих СК распределяются следующим образом:
- программа «Элит» (для ТОП-менеджмента предприятий);
- программа «Классик» (для менеджеров среднего звена);
- программа «Стандарт» (для рядовых сотрудников).

Различия вышеперечисленн ых программ состоят в страховой сумме, платеже, наполняемости и классу клиник обслуживания.

За последние годы наполняемость в рамках этих программ (объема услуг) изменилась. Это связано с тем, что основными клиентами по ДМС являются крупные предприятия, для них это инструмент мотивации сотрудников.

Страховщики продолжают совершенствоват ь, разрабатывать конкурентные программы с дополнительными бонусами, включая и сервис обслуживания, т.е. медицинского асситанса.

Наличие медицинского асситанса позволяет контролировать и затраты, и качество лечения.

Галина Давыдова, директор департамента медицинского страхования СК "НОВА"

Спрос на услуги добровольного медицинского страхования (ДМС) в Украине с каждым годом растет.

Так, в 2013 году рынок ДМС, по предварительным оценкам, продемонстриров ал рост более чем на 10 % в сравнении с 2012-м. Причем, это произошло в условиях снижения цен на услуги значительной частью страховщиков, которые в погоне за клиентами шли на существенные уступки, чтобы сохранить портфель, удержать постоянных клиентов и привлечь новых.

Можно сказать, что основная тенденция рынка медицинского страхования 2013 – демпинг, в результате которого клиенты получали договор, включающий практически все их пожелания, а страховщики – высокую убыточность. Последствия этих решений будут ощутимы уже в наступившем году.

Контактируя с различными компаниями, могу отметить высокие потребности страхователей в плане дополнительного списка предоставляемых услуг, без увеличения бюджета, и даже с его уменьшением. Если в предыдущие периоды чаще звучали просьбы о возможных скидках, то сегодня клиента интересует расширенный перечень услуг и минимум исключений.

Наша компания придерживается позиции взвешенного подхода к формированию пакета услуг ДМС и над каждым предложением мы работаем индивидуально, тщательно анализируя потребности клиента и его страховую историю.

На рынке медицинских услуг цены на обслуживание повышаются в связи с изменением курса валюты и др., и мы считаем своим долгом гарантировать нашим застрахованным услуги надлежащего качества за адекватную цену.

В корпоративном сегменте ДМС в 2013 году наблюдалась большая активность. К нам постоянно поступали запросы от организаций, специалисты по персоналу которых заинтересованы в расширении социальных пакетов сотрудников. СК «НОВА» принимала активное участие в тендерах, и ряды наших клиентов по ДМС пополнились.

Могу с уверенностью сказать, что прошедший год был для нас удачным в плане сохранения и расширения клиентской базы.

Леся Щербакова, директор департамента продаж личных видов страхования СК "Провидна"

В 2013 году основные тенденции в секторе добровольного медицинского страхования - это:
- достаточно высокий темп роста (110 - 115%);
- перераспределен ие корпоративных клиентов среди основных 7-10 страховщиков;
- отсутствие, как такового, страхования физических лиц;
- сохранение политики демпинга небольшими страховщиками и несколькими крупными игроками рынка;
- активное развитие сегмента брокерских продаж;
- сохранение низкой рентабельности этого вида по сравнению с имущественным и авто страхованием.

У ряда страховщиков (особенно практикующих политику демпинга) отмечались задержки с оплатой счетов клиник и аптек, и, как следствие, проблемы с получением услуг застрахованными .

Страховщики в 2013 году максимально акцентировали внимание на новых и региональных клиентах. Отмечалась значительная "миграция" клиентов по рынку, что связано с ужесточением тарифной политики страховщиков на этапе пролонгации договоров.

Клиенты, к сожалению, ориентировались на страховщиков по признаку самого низкого тарифа, невзирая на качество предоставляемог о сервиса, минимизация рисков осуществлялась путем рассрочки платежа.

Анатолий Чубинский, генеральный директор СК "NGS"

1. Важной тенденцией ушедшего года стал резкий рост числа инициатив местных властей по внедрению системы медицинского страхования для бюджетников и социально незащищенных слоев населения на уровне муниципалитета. С одной стороны, потребность в дополнительном финансировании местных больниц и поликлиник вынуждает мэров и горсоветы искать новые механизмы привлечения средств.

Появление же таких инициатив сразу в ряде городов свидетельствует о готовности городских общин к такому способу получения медицинских услуг. Впрочем, обозначив идею, не все органы власти осознают, как ее реализовать технически.

Например, в Киеве было принято решение создавать страховую компанию с нуля вместо того, чтобы купить уже существующую компанию, либо привлечь в качестве партнера крупного профессионально го страховщика. Решение спорное: непонятно, откуда будут брать специалистов, как будут формировать сеть, систему ассистанса и т. д. Более того, на подготовительно м этапе будет потерян не один год драгоценного времени. 2014-й должен показать, насколько наш скептицизм оправдан.

Кстати, еще весной 2013 года от нашей компании было сформулировано предложение городским властям. Скоро отметим его годовщину.

2. 2013 год прошел под знаком очередного переноса даты внедрения в Украине системы обязательного медицинского страхования. В чем позитив этого сигнала?

Работодатели, наконец, осознали, что надеяться на государство в вопросе обеспечения здоровья для их сотрудников – дело совершенно безнадежное. А значит – нужно брать на себя ответственность за медицинское обеспечение своего ключевого актива – людей. Даже при условии, что налоговые стимулы для развития сектора ДМС все еще отсутствуют.

Во второй половине года мы отметили активизацию небольших региональных компаний, которые выявляли интерес к подписанию договоров корпоративного медстрахования.

Параллельно обозначилась тенденция сворачивания страховых программ для частных лиц.

Все, кто хотел и мог себе позволить купить индивидуальную страховку по ее реальной цене в 5-7 тыс. грн. в год – уже сделали это.

Дальнейшее развитие этого сегмента будет заключаться в перераспределении существующей базы клиентов (с вероятным приростом не более 5-10% в год) среди лидеров медстрахования.

Реальная же динамика будет наблюдаться только на рынке корпоративного ДМС.

Некоторые СК в 2013 году отказались от программ индивидуального страхования в пользу корпоративных проектов. Одним из косвенных подтверждений этого явилось сокращение рядом компаний своих филиальных подразделений.

3. Согласно требованиям закона «О страховании», с 17 мая 2013 года у страховых компаний-нерези дентов появилась возможность при соблюдении определенных требований осуществлять деятельность в Украине через свои представительст ва, а не приобретать для этого украинскую страховую компанию.

Соответствующие нормы закона «О страховании» вступили в силу через пять лет после присоединения Украины к ВТО.

Впрочем, пока на рынке это существенным образом не сказалось. В первую очередь из-за того, что немногие иностранцы готовы предложить клиенту еще и опыт работы в условиях украинского законодательног о и правового поля.

Иностранные филиалы, которые будут появляться в Украине в дальнейшем, встанут перед выбором: либо получать этот опыт самостоятельно и демпинговать, либо перекупать опытных специалистов в украинских страховых компаниях. Но тогда они будут ограничены в возможностях ценовой гибкости.

Что касается рынка ДМС, основу которого составляют клиенты-международные компании, то даже они не будут спешить переходить на обслуживание в представительст ва иностранных страховщиков, даже если их материнские предприятия обслуживаются у такого нерезидента у себя на родине.

Николай Величко, директор центра личных видов страхования СК "Allianz Украина"

На мой взгляд, на рынке добровольного медицинского страхования не было значительных изменений в ушедшем году.

Как и в предыдущие годы, рынок рос, в основном, за счет повышения цен на услуги медучреждений и медикаментов. Однако в 2013 росло и количество клиентов – компаний, которые захотели застраховать своих сотрудников.

В тоже время такой рост был не настолько значительным, чтобы повлиять на конкуренцию в этом сегменте. Она как была, так и остается довольно-таки жесткой, особенно среди компаний – лидеров по ДМС.

Поскольку ДМС – высокоубыточный вид страхования, большинство компаний не готовы конкурировать ценой и снижать тарифы, поэтому борьба за клиента перемещается в сферу сервиса. От этого страхователи и застрахованные всегда только выигрывают. Так что еще одной тенденцией прошлого года можно назвать повышение требований к СК со стороны клиентов. Это коснулось как наполнения программ страхования, так и качества обслуживания застрахованных.