093 6547777
0936547777
095 6547777
0956547777
097 6547777
0976547777

Участники финансового рынка выступили против Проекта Закона Украины

Вчера состоялся круглый стол, на котором прошло обсуждение проекта Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Украины относительно рекламы в сфере финансовых услуг». Проект закона представил Первый заместитель председателя Госфинуслуг Андрей Литвин. В обсуждении документа приняли участие представители Украинской федерации страхования (УФС), Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ), Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов и администраторов НПФ (НАПФА), Всеукраинской ассоциации кредитных союзов, юристы и руководители подразделений ведущих страховых компаний Украины, негосударственных пенсионных фондов, кредитных союзов и др. В их числе - Владислава Мандрыкина, начальник Управления юридического сопровождения страховой и корпоративной деятельности и Оксана Мельник, начальник Управления по связям с общественностью Страховой Группы «ТАС» (СГ «ТАС»). Круглый стол состоялся при содействии газеты «Украина Бизнес Ревю».

Практически все участники обсуждения проекта нового закона выступили с замечаниями и критикой многих статей этого документа и закона в целом, так как немало его положений вступают в противоречие с уже действующим законодательством, в том числе с Законом Украины «О рекламе», а также ограничивают деятельность финансовых компаний, которую они имеют право проводить согласно полученным лицензиям, и право журналистов на получение информации.

Как подчеркнула Генеральный директор ЛСОУ Наталья Гудима, обращение от возглавляемой ею организации к Госфинуслуг касалось предоставления права регулятору прекращать или запрещать рекламу тех финансовых компаний и, в частности, страховых организаций, которые уже не могут выполнять свои обязательства перед клиентами, лишены лицензий, но продолжают рекламировать себя и свои услуги. А предложенный проект закона предусматривает, что Госфинуслуг должен получить право контролировать рекламную и информационную деятельность всех работающих на финансовом рынке компаний.

Участники круглого стола отметили, что для такого контроля у регулятора физически не хватит времени и людей, или ему придется значительно увеличивать штат. В обсуждаемом проекте закона также не прописано четко, что имеется в виду под определением «любые рекламные материалы», а потому, фактически, этот документ предусматривает согласование в Госфинуслуг всей информации, которая выходит от страховых компаний, в том числе пресс-релизов, комментариев для СМИ, наполнения официальных сайтов компаний и т.п. Это практически подтвердила директор НАПФА Татьяна Шевкун, которая сказала, что сейчас каждая из компаний этого сектора (негосударственные пенсионные фонды работают по подобному закону с 2005 года) должны согласовывать все рекламные макеты и даже тексты, которые размещаются на их сайтах с регулятором. И проблема не только в том, что это колоссальные объемы информации, которые просто невозможно быстро просмотреть, а и в том, что Госфинуслуг не всегда имеет соответствующие технические возможности, чтобы посмотреть, например, готовые рекламные макеты или телевизионные ролики. Более того, сейчас реклама всех негосударственных пенсионных фондов выглядит почти одинаково и практически цитирует положение соответствующего закона.

Представители компаний также подчеркнули, что реклама в большинстве случаев дорогой и креативный продукт. А потому в связи с необходимостью обязательного согласования всех рекламных материалов возникают еще вопросы конфиденциальности, защиты авторских прав и значительных финансовых потерь, которые могут понести компании-рекламодатели из-за нарушения сроков предоставления рекламных материалов в СМИ. Также известно, что сайты многих компаний обновляются ежедневно, и они не могут ждать согласования контента несколько дней. «Информация, которая свободно (бесплатно) распространяется компаниями об их деятельности, в виде пресс-релизов, комментариев для СМИ, а также на пресс-конференциях, корпоративных сайтах и в корпоративных изданиях, в большинстве случаев является оперативной, и субъекты рынка несут за нее ответственность согласно действующему законодательству, - сказала в процессе обсуждения начальник Управлении по связям с общественностью Страховой Группы «ТАС» Оксана Мельник. - Нельзя лишить общественность и журналистов деловых, прежде всего, ежедневных изданий возможности получать новости компаний и актуальную информацию о состоянии дел на рынке».

В итоге участники круглого стола единодушно пришли к выводу, что в таком виде этот проект закона дальше рассматривать нельзя, более того, если его принять, то он будет мешать работать всем участникам рынка и регулятору в том числе. В частности, Евгений Григоренко, Председатель Общественного совета при Госфинуслуг, высказал мысль, что такой закон должен быть концептуально другим, а его основные положения и статьи должны формироваться во время диалога между регулятором и компаниями-участниками рынка. Он предложил создать соответствующую рабочую группу для разработки нового проекта закона. «В таком виде проект этого закона не может быть принят, - говорит Владислава Мандрыкина, начальник Управления юридического сопровождения страховой и корпоративной деятельности СГ «ТАС». - Он не отражает ни интересов рынка, ни интересов государства, а главное, не решает проблему недостоверной, недобросовестной рекламы финансовых компаний».

Однако, Первый заместитель председателя Госфинуслуг Андрей Литвин подчеркнул, что общественное обсуждение проекта этого закона завершается 22 октября 2009, и до этого времени участники рынка должны предоставить регулятору свои замечания и предложения по этому документу.